Современная русистика: исследовательские тренды
О курсе
Основной целью курса является освоение теоретических и методологических основ современной лингвистики, а также умение ставить и решать задачи, связанные с разработкой и применением новых методологических подходов и методов исследования различных аспектов русского языка, применять теоретические положения базовых лингвистических дисциплин, новейших лингвистических теорий, современных методологических подходов, включающих междисциплинарные направления исследований к исследованиям русского языка.
Курс предназначен для аспирантов, обучающихся по специальности 10.02.01 "Русский язык", осваивающих дисциплину "Русский язык" (2 курс, 4 семестр).
Настоящий курс направлен на подготовку в рамках второго блока дисциплины.
В курсе представлены основные тенденции мировой лингвистической науки, актуальные для современной русистики: когнитивный и дискурсивный подходы к исследованию языка.
Особое внимание уделяется концепциям, связанным с исследованием языковой семантики, а также исследованиям, выполненным на материале русского языка и активно их развивающим и дополняющим.
Результаты обучения
РД-4 |
Способен определять проблемные зоны современной лингвистической науки, оценивать актуальность научной проблемы, применять новые междисциплинарные методы и приемы анализа эмпирического материала на русском языке. |
ПК(У)-2 |
РД-5 |
Понимает лингвистические, антропологические, семиотические, герменевтические и др. основы языковой коммуникации, место феномена языка в пространстве культурных ценностей и жизненной практики, оценивать его роль и значение в жизни общества (диахронический и синхронический аспекты) при анализе актуальных процессов коммуникации, способен оценивать при отборе тексты для анализа содержания и специфических особенностей современной коммуникации на русском языке и адекватно анализировать их, применяя современные методы. |
ПК(У) |
Образовательная программа (ООП/ДОП)
Направление подготовки кадров высшей квалификации: 45.06.01 Языкознание и литературоведение
Программа курса
Текст, дискурс, дискурсивные практики в русском языке (онлайн формат).
Лекция 1. Текст. От текста к жанру.
Лекция 2. Речевые акты в анализе языкового общения. Типология речевых актов.
Лекция 3. Понятие дискурса. Формирование новой онтологии в условиях «дискурсивного поворота».
Лекция 4. Методологические подходы к изучению дискурса и школы дискурс-анализа. Методы исследования дискурса.
Лекция 5. Дискурсивные картины мира. Когнитивно-дискурсивное моделирование.
Лекция 6. Современные исследования дискурса: динамика дискурсивных областей.
Лекция 7. Процессы гибридизации дискурсов.
Методы исследования языковых единиц и категорий.
Национально-культурная специфика вербального и невербального поведения народов Российской Федерации (гибридный формат: очная компонента + ВКС + самостоятельно изучение доп. литературы).
Когнитивная семантика: репрезентация знания в русском языке. (Исследование уровневой и культурно- (или национально-) обусловленной специфики в репрезентации знаний).
Лекция 1. Семантика как тренд современных лингвистических исследований (общий обзор).
Лекция 2. Когнитивная лингвистика: проблемы категоризации и концептуализации в семантике.
Лекция 3. Лингвокогнитивное моделирование: языковые репрезентации моделей знания. Методы исследования.
Лекция 4. Лингвокогнитивные модели идентификации.
Лекция 5. Лингвокогнитивные модели синтезирующего типа.
Лекция 6. Национально-культурная специфика вербального и невербального поведения народов Российской Федерации. Исследования в области «русской языковой картины мира».
Лекция 7. Современные тенденции метафорологии: метафорический термин - зачем и как изучать?
Прикладные аспекты изучения и использования русского языка (аудиторный формат + самостоятельно изучение доп. литературы).
Длительность курса, количественные характеристики, форма аттестации
Продолжительность курса – 18 недель
Трудоемкость освоения курса – 72 часа;
Трудоемкость курса – 2 зачётных единицы.
Форма контроля - экзамен.
Автор курса
Copyright © 2023
Томский политехнический университет. Все права защищены
Tomsk Polytechnic University, All rights reserved.
- Учитель: Мишанкина Наталья Александровна