Академическое письмо

О курсе

Основной целью курса "Академическое письмо" является формирование у обучающихся системы умений и навыков создания письменного научного текста на русском языке. Курс предназначен для студентов бакалавриата, обучающихся по гуманитарным специальностям, 6 семестр.  В курсе рассматриваются принципы научной коммуникации, особенности научного стиля, композиция и языковые параметры научных текстов различных жанров.
Особое внимание уделяется практическим навыкам создания научных текстов на русском языке: аннотации, тезисам, статье.

Результаты обучения

В результате освоения дисциплины студент будет знать:

1) основные языковые особенности научной письменной речи;
2) композиционную структуру научных текстов различных жанров (реферат, аннотация, доклад, рецензия, статья);
3) особенности функционирования языковых средств в научном тексте;
4) способы выражения различных смысловых отношений в синтаксических структурах различной сложности;

уметь:

1) создавать монологические тексты реферативного характера, содержащие научную информацию;
2) создавать монологические высказывания научной проблематики, содержащие описание конкретных и абстрактных объектов, рассуждения на научные темы, содержащие выражение мнения, аргументацию с элементами оценки, выводы;

владеть:

1) основными языковыми средствами научной письменной речи;
2) приемами создания научных текстов в учебно-научных, научно-профессиональных ситуациях;
3) навыками структурирования и планирования научного текста.

 Владеть компетенциями:

  • способен логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь на русском языке, готовить и редактировать тексты профессионального назначения, публично представлять собственные и известные научные результаты, вести дискуссии и участвовать в полемике (ОК-9);
  • способен применять знание иностранных языков для решения профессиональных задач (ПК-3);
  • способен адекватно применять правила построения текстов на рабочих языках для достижения их связности, последовательности, целостности на основе композиционно-речевых форм (описание, рассуждение, объяснение, повествование и др.) (ПК-11);
  • способен владеть всеми регистрами общения: официальным, неофициальным, нейтральным и т.д. (ПК-12);
  • способен к обобщению, анализу, критическому осмыслению, систематизации информации, прогнозированию, постановке профессиональных целей и выбору путей их достижения, анализировать логику рассуждений и высказываний (ПК-23);
  • способен оценивать качество и содержание информации, выделять наиболее существенные факты и концепции, давать им собственную оценку и интерпретацию (ПК-24);
  • способен осуществлять реферирование и аннотирование письменных текстов (ПК-25).

Образовательная программа (ООП)

Программа академического обмена “Русский язык и литература”

Направление подготовки бакалавриата 45.03.02 Лингвистика

Программа курса

Введение. Предмет, цели, задачи и содержание курса.

Раздел 1. Для чего мы создаем научные тексты?

1.1.  Научная коммуникация. Что это такое?

1.2.  Кто участвует в научной коммуникации?

1.3.  Зачем они участвуют в научной коммуникации?

1.4.  Где и когда  происходит научная коммуникация?

1.5.  Каковы ценности научной коммуникации?

1.6.  Как? Стратегии научной деятельности

1.7.  О чем? Тематика научного дискурса

1.8.  Какими способами?

1.8.1. Формы и жанры научной коммуникации

1.8.2. Интертекстуальность

1.8.3. Язык научной коммуникации

Раздел 2. Что такое научный стиль? Языковые особенности научных текстов

2.1. Научный стиль в системе функциональных стилей русского литературного языка (обзор)

2.2. Общие параметры научного стиля

2.3. Повествуем? Описываем? Рассуждаем? Логическая структура научного текста в аспекте функционально-смысловых типов речи

2.4. Как структурировать? Типизированные композиционные компоненты текста

2.5. Из чего получается логика? Языковые средства отражения логических связей в научном тексте

2.6. Как выбирать слова: от грамматики к смыслу

2.6.1.Особенности грамматической организации научного текста

2.6.2. Типизированные синтаксические структуры научного текста

2.7. Какие выбирать слова: лексические средства научной речи

2.7.1. Общенаучная и общеупотребительная лексика в научном тексте

2.7.2. Терминологическая составляющая научной речи

Раздел 3. Как оформить научный диалог? Коммуникативный компонент научного текста

3.1. Цитируем: способы оформления цитат в научном тексте.

3.2. С кем мы пообщались по этому вопросу: библиографическое описание источников

3.3. Как общаться в дискуссии?

Раздел 4. Какими бывают научные тексты? Жанрово-текстологическая организация научной коммуникации.

4.1. Жанры научных текстов (обзор)

4.2. Научно-аналитические (критические) жанры научной речи: конспект, реферат, аннотация, рецензия

4.2.1. Как написать конспект и реферат? И зачем они нужны? Виды репродуктивных текстов

4.2.1.1. Смысловой анализ текста

4.2.1.2. Пишем конспект

4.2.1.3. Пишем реферат

4.2.2. Как написать аннотацию и рецензию? И зачем они нужны?

4.2.2.1. Пишем аннотацию

4.2.2.2. Пишем рецензию

4.2.3. Языковые средства написания реферата, аннотации, рецензии

4.3. Академические жанры научной речи: тезисы и статья

4.3.1. Ключевая информация академического текста: как сформулировать?

4.3.1.1. Пишем тезисы

4.3.1.2. Пишем научную статью

4.3.2. Языковые выражения, используемые при написании академических научных текстов

4.4. Квалификативный жанр: выпускная квалификационная работа (ВКР)

4.4.1. Основные отличия ВКР от текстов других жанров

4.5. Устный жанр: доклад

4.5.1. Как из 60 страниц ВКР сделать 10-минутный доклад?

4.5.2. Доклад и презентация: помощь или помеха?

Длительность курса, количественные характеристики, форма аттестации

Продолжительность курса – 18 недель

Трудоемкость освоения курса – 108 часов 

Трудоемкость курса – 3 зачётных единицы

форма контроля - зачет.

Автор(ы) курса

Мишанкина Наталья Александровна, доктор филологических наук, профессор Отделения русского языка, https://portal.tpu.ru/SHARED/m/MNA

Copyright © 2021.

Томский политехнический университет. Все права защищены
Tomsk Polytechnic University, All rights reserved.

Уровень квалификации: Начальный