Академическое письмо
О курсе
Основной целью курса "Академическое письмо" является формирование у обучающихся системы умений и навыков создания письменного научного текста на русском языке. Курс предназначен для студентов бакалавриата, обучающихся по гуманитарным специальностям, 6 семестр. В курсе рассматриваются принципы научной коммуникации, особенности научного стиля, композиция и языковые параметры научных текстов различных жанров.
Особое внимание уделяется практическим навыкам создания научных текстов на русском языке: аннотации, тезисам, статье.
Результаты обучения
В результате освоения дисциплины студент будет знать:
1) основные языковые особенности научной письменной речи;
2) композиционную структуру научных текстов различных жанров (реферат, аннотация, доклад, рецензия, статья);
3) особенности функционирования языковых средств в научном тексте;
4) способы выражения различных смысловых отношений в синтаксических структурах различной сложности;
уметь:
1) создавать монологические тексты реферативного характера, содержащие научную информацию;
2) создавать монологические высказывания научной проблематики, содержащие описание конкретных и абстрактных объектов, рассуждения на научные темы, содержащие выражение мнения, аргументацию с элементами оценки, выводы;
владеть:
1) основными языковыми средствами научной письменной речи;
2) приемами создания научных текстов в учебно-научных, научно-профессиональных ситуациях;
3) навыками структурирования и планирования научного текста.
Владеть компетенциями:
- способен логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь на русском языке, готовить и редактировать тексты профессионального назначения, публично представлять собственные и известные научные результаты, вести дискуссии и участвовать в полемике (ОК-9);
- способен применять знание иностранных языков для решения профессиональных задач (ПК-3);
- способен адекватно применять правила построения текстов на рабочих языках для достижения их связности, последовательности, целостности на основе композиционно-речевых форм (описание, рассуждение, объяснение, повествование и др.) (ПК-11);
- способен владеть всеми регистрами общения: официальным, неофициальным, нейтральным и т.д. (ПК-12);
- способен к обобщению, анализу, критическому осмыслению, систематизации информации, прогнозированию, постановке профессиональных целей и выбору путей их достижения, анализировать логику рассуждений и высказываний (ПК-23);
- способен оценивать качество и содержание информации, выделять наиболее существенные факты и концепции, давать им собственную оценку и интерпретацию (ПК-24);
- способен осуществлять реферирование и аннотирование письменных текстов (ПК-25).
Образовательная программа (ООП)
Программа академического обмена “Русский язык и литература”
Направление подготовки бакалавриата 45.03.02 Лингвистика
Программа курса
Введение. Предмет, цели, задачи и содержание курса.
Раздел 1. Для чего мы создаем научные тексты? |
1.1. Научная коммуникация. Что это такое? |
1.2. Кто участвует в научной коммуникации? |
1.3. Зачем они участвуют в научной коммуникации? |
1.4. Где и когда происходит научная коммуникация? |
1.5. Каковы ценности научной коммуникации? |
1.6. Как? Стратегии научной деятельности |
1.7. О чем? Тематика научного дискурса |
1.8. Какими способами? |
1.8.1. Формы и жанры научной коммуникации |
1.8.2. Интертекстуальность |
1.8.3. Язык научной коммуникации |
Раздел 2. Что такое научный стиль? Языковые особенности научных текстов |
2.1. Научный стиль в системе функциональных стилей русского литературного языка (обзор) |
2.2. Общие параметры научного стиля |
2.3. Повествуем? Описываем? Рассуждаем? Логическая структура научного текста в аспекте функционально-смысловых типов речи |
2.4. Как структурировать? Типизированные композиционные компоненты текста |
2.5. Из чего получается логика? Языковые средства отражения логических связей в научном тексте |
2.6. Как выбирать слова: от грамматики к смыслу |
2.6.1.Особенности грамматической организации научного текста |
2.6.2. Типизированные синтаксические структуры научного текста |
2.7. Какие выбирать слова: лексические средства научной речи |
2.7.1. Общенаучная и общеупотребительная лексика в научном тексте |
2.7.2. Терминологическая составляющая научной речи |
Раздел 3. Как оформить научный диалог? Коммуникативный компонент научного текста |
3.1. Цитируем: способы оформления цитат в научном тексте. |
3.2. С кем мы пообщались по этому вопросу: библиографическое описание источников |
3.3. Как общаться в дискуссии? |
Раздел 4. Какими бывают научные тексты? Жанрово-текстологическая организация научной коммуникации. |
4.1. Жанры научных текстов (обзор) |
4.2. Научно-аналитические (критические) жанры научной речи: конспект, реферат, аннотация, рецензия |
4.2.1. Как написать конспект и реферат? И зачем они нужны? Виды репродуктивных текстов |
4.2.1.1. Смысловой анализ текста |
4.2.1.2. Пишем конспект |
4.2.1.3. Пишем реферат |
4.2.2. Как написать аннотацию и рецензию? И зачем они нужны? |
4.2.2.1. Пишем аннотацию |
4.2.2.2. Пишем рецензию |
4.2.3. Языковые средства написания реферата, аннотации, рецензии |
4.3. Академические жанры научной речи: тезисы и статья |
4.3.1. Ключевая информация академического текста: как сформулировать? |
4.3.1.1. Пишем тезисы |
4.3.1.2. Пишем научную статью |
4.3.2. Языковые выражения, используемые при написании академических научных текстов |
4.4. Квалификативный жанр: выпускная квалификационная работа (ВКР) |
4.4.1. Основные отличия ВКР от текстов других жанров |
4.5. Устный жанр: доклад |
4.5.1. Как из 60 страниц ВКР сделать 10-минутный доклад? |
4.5.2. Доклад и презентация: помощь или помеха? |
Длительность курса, количественные характеристики, форма аттестации
Продолжительность курса – 18 недель
Трудоемкость освоения курса – 108 часов
Трудоемкость курса – 3 зачётных единицы
форма контроля - зачет.
Автор(ы) курса
Copyright © 2021.
Томский политехнический университет. Все права защищены
Tomsk Polytechnic University, All rights reserved.
- Учитель: Мишанкина Наталья Александровна