Информация о курсе
Курс дополнительной образовательной программы «Инженерная педагогика» предназначен для преподавателей НИ ТПУ и других вузов, не имеющих профессионального педагогического образования.
Он направлен на повышение уровня творческой и педагогической компетентности преподавателей, на подготовку преподавателя к организации современного процесса обучения по инженерным дисциплинам, на формирование навыков разработки и использования эффективных учебных программ и учебных материалов, способствующих формированию компетенций студентов в рамках конкретных дисциплин.
Основной целью курса является повышение квалификации преподавателей университета в области теории и методики инженерного образования в условиях цифровизации системы образования.
В курсе раскрываются дидактические и технологические аспекты образовательного процесса в техническом университете, в их координации с отечественными и международными образовательными стандартами.
Особое внимание обращено на освоение слушателями ключевых элементов учебного процесса: педагогического проектирования различных форм учебных занятий, применения активных и интерактивных технологий в учебном процессе, использования международных стандартов инженерного образования, проблемно ориентированного и проектного обучения, подготовки контролирующих материалов и организации обратной связи.
Результаты обучения
Результаты обучения
Пройдя курс, преподаватели инженерных дисциплин смогут:
-
понимать основные принципы инженерной педагогики, модели и методы обучения в цифровом пространстве (РО 1);
-
продуктивно планировать цели и результаты обучения по дисциплине (РО 2);
-
адаптировать учебную программу под требования стандартов CDIO (РО 3);
-
выбирать подходящую методологию и цифровую технологию интерактивного обучения (РО 4);
-
проектировать соответствующие методы оценки и обратной связи (РО 5);
-
организовывать обучение на основе командной совместной работы (РО 6);
-
анализировать процесс обучения и реализовывать корректирующие мероприятия (РО 7).
Образовательная программа ДОП
Направления подготовки
440301 Педагогическое образование;
профессиональный стандарт:
01.004 Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования.
Программа курса
Информационный блок. Содержит аннотацию и программу курса, глоссарий, список соавторов курса, рекомендации слушателям, а также разделы форума и объявлений.
1. Введение. Национальная доктрина опережающего инженерного образования России. Вызовы инженерному образованию в условиях цифровизации инженерной деятельности. Определение задач инженерной педагогики. Дидактика создания инженерных курсов. Ранжирование трудовых функций инженеров.
2. Методы интерактивного обучения. Необходимость формирования активной позиции студента в приобретении общекультурных и профессиональных знаний и опыта освоения межличностных коммуникаций, подчиненных общей цели. Интерактивные образовательные формы. Применение активных и интерактивных технологий в учебном процессе. Практика создания интерактивных форм сетевого взаимодействия. Задание создания интерактивной интернет-площадки.
3. Технологии проведения учебных занятий. Организационные формы обучения и контроля. Основные этапы педагогического проектирования занятий. Соотношение лекции и учебника. Принципы подготовки электронного конспекта лекции. Совместная работа с документами в интернете. Создание среды самостоятельной работы студентов. Задание на создание сценария учебного занятия.
4. Принципы инженерного образования. Концепция CDIO по модернизации инженерного образования. Опыт применения стандартов CDIO в вузах России и за рубежом. Необходимость уровневой имплементации стандартов CDIO Особенности проектирования образовательных программ для бакалавров, магистров и аспирантов. Инициатива CDIO как переосмысление инженерного образования. Тест на проверку усвоения материала.
5. Проблемное и проектное обучение. Особенности проектных форм обучения. Требования к учебным проектам. От получения знаний к приобретению способов деятельности. Опыт зарубежных и отечественных университетов в организации проектного обучения. Достоинства учебных монодисциплинарных минипроектов для инженерных дисциплин. Задание на разработку сценария минипроекта.
6. Подготовка контролирующих материалов. Значение контроля и оценивания для образовательного процесса. Функции оценки: нормативная, контрольная (диагностическая), прогностическая, мотивационная, образовательная, информативная, развивающая и обратной связи. Интернет-сервисы для создания тестов. Рубрики оценки учебных результатов студентов. Современная технология блиц-опросов в аудиториях. Анкетирование как средство обратной связи в учебном процессе. Задание на создание выходного опроса по курсу.
7. Электронное обучение. Европейские рамки цифровой грамотности. Информационная образовательная среда вуза. Смешанное обучение. Основы работы в LMS MOODDLE. Будущее электронного обучения. Задание на подготовку раздела для LMS MOODDLE.
Выпускная работа. Модернизация рабочей программы курса преподавателя в соответствии с требованиями стандартов CDIO.
Длительность курса, количественные характеристики, форма аттестации
Продолжительность курса – 3 недели
Трудоемкость освоения курса – 24 часа работы обучающегося на освоение курса
Трудоемкость курса – 0,67 зачётных единиц**
Форма контроля – зачет
Автор(ы) курса
Copyright © 2020.
Томский политехнический университет. Все права защищены
Tomsk Polytechnic University, All rights reserved.
- Тьютор: Исаева Евгения Владимировна
- Тьютор: Стародубцев Вячеслав Алексеевич
- Тьютор: Ширко Татьяна Ивановна